Борьба против мошенничеств с карточками

kartochki moschennikПоследние данные ассоциации APACS показывают, что принятые банками меры против мошенничеств с карточками начали работать. Теперь для обеспечения дальнейшего распространения дебетовых карточек банки должны решить проблему их проверки.

Данные Ассоциации систем межбанковских расчетов (Association for Payment Clearing Services, APACS) показывают, что финансовые круги Великобритании наконец всерьез начали борьбу против мошенничеств с пластиковыми карточками. Общие потери, понесенные банками и строительными компаниями из-за этих мошенничеств, составили в 2015 г. 129,8 млн. ф. ст. Это немало, но все же на 35,2 млн. ф. ст. (на 21%) меньше, чем в 2014 г.

Цифры, представленные ассоциацией APACS, в целом подтверждают тенденцию снижения потерь, ранее показанную данными объединения Visa и банка Barclays Bank, хотя разница между 30%-ным снижением, о котором сообщил банк Barclays, и 21%-ным снижением по всей финансовой сфере в целом показывает, что дела могли бы идти и лучше. Однако банки могут вздохнуть с облегчением, видя явные результаты мер по борьбе против мошенничеств с карточками, предпринятых отчасти под нажимом правительства, требовавшего сделать выводы из отчета Министерства внутренних дел за 2015 год.

Ассоциация APACS указывает, что усложнение проверки — важнейший из факторов, способных уменьшить число мошенничеств с карточками. Особое внимание ему уделялось в таких секторах розничной торговли, как магазины электротоваров, «Сделай сам» и ювелирные, которые чаще всего становились объектами мошенничеств. Сообщается, что в результате принятых мер число мошенничеств с потерянными или украденными карточками в этих секторах высокого риска уменьшилось на 75%. В апреле 2015 г. усложнение проверки было распространено и на другие секторы розничной торговли. Благодаря соглашениям между банками и компанией British Telecom стоимость оперативной проверки уменьшились примерно вдвое.

Кроме того, теперь крупные предприятия розничной торговли пользуются услугами общебанковской службы оповещения о потерянных или украденных карточках. Это — большой прогресс по сравнению с прежними системами, которые охватывали только отдельные банки или группы банков. Меры защиты при выдаче карточек и при извлечении их из проверяющих устройств также значительно уменьшили потери, связанные с карточками, которые не были получены их законными владельцами. Эти потери сократились на 39% по сравнению с предыдущим годом. APACS сообщает также, что на 30% увеличилось число выявленных в магазинах мошенничеств с карточками, — эти мошенничества обошлись банкам в 9 млн. ф. ст.

Несколько лет назад обсуждение мошенничеств с пластиковыми карточками коснулось бы, возможно, лишь кредитных карточек. Однако новые данные периодической печати показывают, что ныне в Великобритании с дебетовыми карточками проводится примерно столько же операций, сколько с кредитными. На дебетовые карточки приходится преобладающая доля общего увеличения объема операций с карточками, который в 2013 г. достиг почти 1,8 млрд. ф. ст. Это в два с лишним раза превышает объем операций с карточками в 1988 г., когда были введены дебетовые карточки. Чаще всего использовались кредитные карточки Visa, на них приходилось 25 % операций, против 16% для карточек Access, 20% для карточек Switch и 22% для карточек Visa Delta. Дебетовые карточки догнали кредитные по числу операций на одну карточку.

Банки, конечно, хотят, чтобы операции с бумажными чеками были вытеснены более дешевыми операциями с дебетовыми карточками. Но есть один аспект, в котором поощрение более широкого использования дебетовой карточки могло бы войти в противоречие с борьбой против мошенничеств.

В последнее время поводом для нападок на банки со стороны лейбористской партии и обществ защиты потребителей стал вопрос о времени между поступлением чека и зачислением денег на счет клиента. Ставились вопросы о том, какой доход получают банки за этот промежуток времени, с какого момента доход начинает идти клиенту, и вопрос о выплате процентов за овердрафт. Но при понижении допустимого нижнего предела остатка на счете клиента решение о принятии дебетовой карточки может зависеть от состояния тех его средств, по которым еще не выполнены расчеты.

Отказ в приеме оплаты по карточке — основное затруднение, с которым может встретиться ее владелец. Если в результате оперативной проверки карточку не примут из-за недостатка денег на счете, смущенный владелец может схватиться за чековую книжку. Если вчера на ваш счет был выписан приходный чек, как вы поступите сегодня — предъявите чек с гарантийной карточкой или воспользуетесь дебетовой карточкой и с риском получить отказ из-за того, что выплаченные вам средства еще не зачислены на счет? Ведь вы можете просто не знать, сколько денег на вашем счету. Правила не позволяют

выписывать чек, если у него нет покрытия, но на практике вы возьметесь за чековую книжку, а не за дебетовую карточку.

Затраты времени на расчеты по чекам регламентируются законом 1882 г., требующим поступления чека в банк, на который он выписан. Для ускорения обработки документов это положение необходимо изменить, но в ближайшее время такого изменения ожидать не приходится. Ныне же при проверке дебетовых карточек нужно проявлять тактичность, чтобы не отпугнуть клиента отказами, не то он может с такой же легкостью отказаться от дебетовой карточки, с какой раньше ее взял.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.