Обучение сахарный диабет

Достаточно ли пациенту один раз пройти обучение в школе диабета? Эндокринолог рассказал о современных способах лечения болезни

В Беларуси более двух с лишним тысяч детей живут с диагнозом «сахарный диабет» 1-го и 2-го типа. Ежегодно число маленьких пациентов с коварным недугом растёт на 4-5%. 14 ноября во всем мире отмечают День борьбы с диабетом.

Поговорим о причинах возникновения и перспективах лечения этого недуга. Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – врач-эндокринолог Городского эндокринологического диспансера – Елена Сазонова.

Как жить с диабетом?

Елена Сазонова, врач-эндокринолог Городского эндокринологического диспансера:

Сегодня сахарный диабет является тем диагнозом, с которым можно полноценно жить и вести здоровую, счастливую жизнь. Это доказывают наши пациенты, и можно привести достаточно много примеров известных личностей, политиков, олимпийских чемпионов, актёров и так далее, которые с этим заболеванием достигают определённых успехов.

Что касается школ диабета и обучения: в нашем Городском эндокринологическом диспансере успешно работает школа уже 21 год. Если до 2016 года это была школа диабета 2-го типа, то с 2016 года открыт специальный курс для пациентов с диабетом 1-го типа.

Школа диабета – это специальная образовательная программа для пациентов с сахарным диабетом, которая позволяет получить все необходимые знания и навыки для успешного контроля за своим заболеванием. Это управление своей жизнью с сахарным диабетом.

Мы не можем предусмотреть все жизненные ситуации, которые могут происходить с человеком, у которого сахарный диабет. Но мы может дать все необходимые знания и навыки, которые он будет успешно применять в своей жизни. И сегодня обучение – это не просто какой-то дополнительный фактор, который может использоваться, а может – и нет. Это один из вариантов и методов, который должен быть обязательно включён в лечение пациента.

Если мы говорим о медицине, то даже год и два в современном медицинском времени – это большое количество времени, за которое внимание, мнение и отношение к какой-то определенной проблеме может поменяться кардинальным образом.

И обучение рекомендуется проходить через какие-то определённые промежутки времени. То есть все мировые сообщества сходятся во мнении, что проходить заново курс и обучение в школе диабета нужно как минимум раз в пять лет.

Лечить болезнь будет значительно сложнее, чем её не допустить.

Использованные источники: www.ctv.by

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

  Интервью познера с голиковой о сахарном диабете

  Лечение от сахарного диабета мазями

Обучение больных сахарным диабетом

• Обучение больных СД является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать больных знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей.

• Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении. Цели и задачи обучения должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента.

• В школу диабета направляются больные, не проходившие обучения (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение (на повторные циклы) для поддержания уровня знаний и мотивации или при появлении новых терапевтических целей.

• Для обучения используются специально разрабатываемые структурированные программы, адресованные конкретному контингенту больных: СД 1 типа, СД 2 типа, не получающих инсулина, СД 2 типа на инсулинотерапии, детей с СД и их родителей,

беременных женщин с СД.

• Содержание обучающих программ должно соответствовать принятым стандартам диагностики и лечения СД, а их структура учитывать основные принципы педагогики. Программы подразумевают строго практическую направленность и доступность

для восприятия. Обязательные разделы обучающих программ:

— общие сведения о СД;

— инсулинотерапия (подробно для больных, получающих инсулин);

— поздние осложнения СД;

— контрольные обследования при СД.

Большая часть времени в процессе обучения должна быть посвящена практической отработке навыков, необходимых для самостоятельного управления заболеванием. Прежде всего это касается самоконтроля глюкозы крови, техники инъекций инсулина, правил коррекции доз инсулина, ухода за ногами, самостоятельного измерения АД.

• Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных. Оптимальное количество больных в группе 5–7. Групповое обучение требует отдельного помещения, в котором может быть обеспечена тишина и достаточное освещение.

• Индивидуальное обучение может проводиться с любым пациентом. Кроме того, оно показано некоторым особым категориям больных: с впервые выявленным СД 1 типа, с выраженными стадиями осложнений СД, с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и/или существенными ограничениями в физической и умственной деятельности. Индивидуальное обучение также может быть целесообразно у детей и беременных женщин с СД. В ряде случаев к процессу обучения желательно привлекать родственников больных или их доверенных лиц.

• Школы диабета создаются на базе поликлиник, стационаров и консультативно-диагностических центров по территориальному принципу из расчета 1 школа на 2,5 – 3 тысячи больных СД.

• Базисное техническое оснащение Школы диабета:

— структурированные программы обучения с набором наглядных пособий (плакаты, карточки с изображением продуктов);

— доска школьная или маркерная;

— глюкометры и тест-полоски;

— образцы препаратов и средства введения инсулина;

— весы для взвешивания продуктов.

• Обучение больных проводится специально подготовленными медицинскими работниками: эндокринологом (диабетологом), медицинской сестрой. При имеющейся возможности желательно участие клинического психолога и /или психотерапевта.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

· обследовать больного, поставить и обосновать диагноз сахарного диабета, осложнений и сопутствующих заболеваний, определить тип, тяжесть течения диабета и степень его компенсации.

· Оценить показатели гликемического профиля, гликированного гемоглобина, белкового и липидного обмена, данные инструментального исследования.

· Проанализировать тактику и эффективность лечения больных до поступления в стационар.

· Оценить эффективность мер профилактики и системы самоконтроля в поликлинике по месту жительства больного.

· Назначить диету, расчитать количесво хлебных единиц, энергетическую ценность суточного рациона курируемого больног.

· Обосновать показания к назначению пероральных сахароснижающих препаратов, оценить их эффективность, побочное действие.

· Оценить рациональность применения различных препаратов инсулина у курируемого больного, влияние их на гликемический профиль. Выявить осложнение инсулинотерапии и разработать мероприятия по их устранению.

· На примере курируемых больных изучить особенности течения и лечения диабета у лиц молодого и пожилого возраста, беременных и нуждающихся в оперативном лечении.

· Назначить дозированные физические нагрузки

· Выписать рецепты на инсулин и сахаропонижающие средства.

· Провести беседу с больным о системе самоконтроля лечения.

5. Итоговый контроль знаний:

Задача №1.

У больного, 62 лет, на фоне избыточной массы тела появилась умеренная жажда, полиурия. Уровень глюкозы крови 11,8 ммоль/л, в моче глюкоза 2%, ацетон (-). Лечение диетой привело через 2 недели к снижению уровня гликемии до 5,4 ммоль/л натощак, в течение суток до 7,6 ммоль/л.

3. Определите дополнительные методы обследования

4. Правильно ли было назначено первоначальное лечение?

5.Определите дальнейшую тактику

Задача № 2.

Пациент 62 лет обратился к хирургу поликлиники. В течение 12 лет страдает сахарным диабетом 2типа, углеводный обмен был компенсирован приемом Диабетона МВ. На 1-м пальце стопы имеется глубокая язва с участком некроза в центре 2,5 см в диаметре, стона отечна, гиперемирована. При обследовании выявлено:на обеих ногах незначительно снижена болевая, температурная и тактилъная чувствительность. Пульсация на тыльной артерии стоны практически не определяется. Сахар крови при обращении 13,7 ммоль/л. Общий анализ крови: Hb — 130 г/л, лейкоциты-12х10, СОЭ 5Омм/час.

1.Какое осложнение диабета развилось у пациента?
2.Что способствовало его развитию?
3. Определите тактику сахароснижающей терапии.

4.Назовите основные компоненты консервативной терапии.

5. Каковы варианты оперативного лечения?

Задача № 3.

Пациентка 36 лет страдает сахарным диабетом типа 1 в течение 15 лет, получает инсулин в суточной дозе 44 ед. Обратилась с жалобами на повышение артериального давления до 165/100 мм рт. ст., отечность лица. При осмотре выявлено: кожные покровы суховаты, лицо пастозно, бледное. ЧСС 88 в мин., АД 170/100 мм рт. ст. Проведены обследования: гликозилированный гемоглобин-11%. Дневные колебания гликемии от 6,2 до 11,8 ммоль/л. В анализах мочи протеинурия 0,6 — 1,1 г/л, суточная потеря белка до 1,4г. Скорость клубочковой фильтрации 65 мл/мин. Мочевина 7,8 ммоль/л, креатинин — 0,152 ммоль/л.

Осмотр глазного дна: расширение и полнокровие венул, множественные микроаневризмы и мелкоточечные кровоизлияния по периферии сетчатки, мягкие и твердые экссудаты.

1. Сформулируйте клинический диагноз

2. Сформулируйте осложнения.

3. Что способствовало их развитию?

4.Какие группы препаратов являются препаратами выбора для лечения наступившего поражения почек?

5. Как предотвратить прогрессирование поражения сетчатки?

Задача №4

Пациент, 58 лет, страдает сахарным диабетом в течение 10 лет. Доза инсулина: 8.00- актрапид 10ед+ протафан 14ед, в 13.00 актрапид 10ед, в 18.00 актрапид 10 ед, в 22.00 протафан 16 ед. Последний месяц при посещении поликлиники регистрируется гипергликемия натощак — 10 ммоль/л, глюкозурия 1%, ацетон –(-). Эндокринолог увеличил дозу протафана в 22.00 до 18 ед. При контроле через неделю сахар крови утром- 12 ммоль/л. Больной жалуется на плохое самочувствие, головную боль утром, потливость ночью, беспокойный сон. Дальнейшее увеличение дозы протафана до 20ед гипергликемию не купировало. В анализе мочи сахар-отрицательный, ацетон + +.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Чем обусловлено плохое самочувствие больного?

3. Наметьте план обследования.

4. Наметьте план лечения.

5. Выписать рецепт на Детемир (Левемир)

Задача №5

Пациентка 49 лет, в течение 12 лет страдает СД 2 типа, получала препараты сульфонилмочевины, последний год -15 мг манинила в сутки. Соблюдает диету, масса тела была стабильна и близка к идеальной. В течение последнего года начала худеть, уровень гликемии в пределах 12-13 ммоль/л, на глазном дне прогрессируют явления ретинопатии – новообразованные сосуды, усугубилась нефропатия, повысился уровень креатинина до 300 мкмоль/л.

2.Оцените клиническую ситуацию.

3.Что явилось причиной развития сосудистых осложнений диабета?

4. Определите и обоснуйте тактику лечения.

5.Определите лечение имеющихся диабетических ангиопатий

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия«Диабетические комы. Патогенез, диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение, профилактика. (В интерактивной форме)»

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Физиология и биохимия углеводного, липидного и белкового обмена.

2. Кислотно-основное состояние и его регуляция.

3. Осмолярность плазмы крови, факторы ее определяющие, механизмы регуляции.

4. Классификация острых осложнений сахарного диабета.

5. Патогенез, клиника, диагностика кетоацидоза и гиперкетонемической комы.

6. Патогенез, клиника, диагностика гипогликемических состояний, гипогликемической комы

7. Патогенез, клиника, диагностика гиперосмолярной комы.

8. Дифференциальная диагностика коматозных состояний у больных сахарным диабетом.

9. Лечение коматозных состояний при сахарном диабете и их профилактика.

6.2 Тестовые задания по теме.

001. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) передозировка инсулина

2) прекращение введения или уменьшение дозы вводимого инсулина

3) физическая работа

4) заболевание желудочно-кишечного тракта, сопровождающееся рвотой, поносом

5) недостаточное питание

002. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) передозировка сахаропонижающих таблеток

2) несвоевременная диагностика сахарного диабета

3) передозировка инсулина

4) физическая нагрузка

5) прием алкоголя

003. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) судорожный синдром

3) быстрое развитие комы

4) нормальный или повышенный тонус глазных яблок

5) ровное дыхание

004. ДЛЯ ДИАБЕТИЧЕСКОГО КЕТОАЦИДОЗА ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ

2)повышения распада жиров

3)развития жировой инфильтрации печени

4)усиление синтеза жиров

5)усиление синтеза белка

005. КЛИНИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНЕМ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ ПРЕКОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ

3)резкая слабость, вялость, сонливость

4)полная потеря сознания

5)отсутствие запаха ацетона в выдыхаемом воздухе

006. ГИПЕРГЛИКЕМИЧЕСКАЯ ДИАБЕТИЧЕСКАЯ КОМА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1)снижением тургора кожи, мягкие глазные яблоки

3)повышением мышечного тонуса

4)цианозом кожи и слизистых

007. ВАРИАНТОМ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ

3)судорожный вариант течения

4)развитие нефротического синдрома

008. КЕТОАЦИДОТИЧЕСКАЯ КОМА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГИПЕРОСМОЛЯРНОЙ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4)уровня артериального давления

5)уровня кетоновых тел

009. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИАБЕТИЧЕСКОГО КЕТОАЦИДОЗА

1) исследование сахара крови

2) исследование уровня кетоновых тел крови и ацетона в моче

3) развернутый анализ крови

4) общий анализ мочи

5) исследование минерального обмена

010. ДИАБЕТИЧЕСКИЙ КЕТОАЦИДОЗ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1)глюкоза крови более 13 ммоль/л

2)pH артериальной крови 7,25-7,3

3)кетоновые тела в моче

4)нарушение сознания отсутствует

5)глюкоза крови более 13 ммоль/л, pH артериальной крови 7,25-7,3, кетоновые тела в моче, нарушение ознания отсутствует

Использованные источники: lektsii.org

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

  Какао сахарный диабет

  Лечение от сахарного диабета мазями

Урок 1. О диабете

Определение диабета

Сахарный диабет — это целая группа заболеваний, основным признаком которых является высокий уровень глюкозы в крови (или по-научному гипергликемия: «гипер» — большой, «глик» — сладкий, «емия» — кровь).

Название болезни — ДИАБЕТ — произошло от греческого «диабайо» — «течь, вытекать», поскольку одним из симптомов заболевания является выделение большого количества мочи (по-научному это называется полиурией: «поли» — много, «урия» — моча). Подробнее вы можете прочитать в статье «История cахарного диабета».

Контроль над сахарным диабетом позволит больным с СД не отличаться от людей без него.
Это является гарантией долгой и полноценной жизни.

Как правильно говорить: «глюкоза» или «сахар»?

Несмотря на то, что в жизни вы наверняка часто слышали «сахар в крови», «повышение сахара в крови», правильнее говорить «глюкоза». Гликемия — медицинский термин, обозначающий уровень глюкозы в крови. Будем называть вещи своими именами.

Виды сахарного диабета:

  • наиболее часто встречается диабет 2 типа и, реже, диабет 1 типа;
  • существуют более редкие типы сахарного диабета, например, сахарный диабет, развивающийся в результате болезней поджелудочной железы, других эндокринных желез, приема некоторых лекарственных препаратов;
  • особым вариантом является сахарный диабет, возникающий во время беременности, или гестационный сахарный диабет.

Излечим ли сахарный диабет?

Сахарный диабет 1 и 2 типа — это хронические заболевания, при которых полное выздоровление невозможно. Вместе с тем, в настоящее время разработаны методы эффективного контроля и лечения как сахарного диабета 1, так и сахарного диабета 2 типа. Поэтому основная цель: научиться контролировать сахарный диабет, что позволит больным с СД не отличаться от людей без него. Это является гарантией снижения риска развития и прогрессирования осложнений, другими словами — гарантией долгой и полноценной жизни.

Нормальный уровень глюкозы в крови

У здорового человека уровень глюкозы в крови натощак (в утренние часы, после ночного голодания в течение 8-14 часов) не превышает 6,1 ммоль/л, а через 2 часа после приема любой пищи не превышает — 7,8 ммоль/л.

Единицы измерения «ммоль/л» (миллимоль на литр) применяются в большинстве стран мира.

В некоторых странах также используются единицы измерения мг/дл (миллиграмм на децилитр) или мг/% (миллиграмм в процентах), что является эквивалентом. Пересчитать ммоль/л в мл/дл можно при помощи коэффициента 18:

  • 5,5 ммоль/л х 18 = 100 мг/дл
  • 100 мг/дл : 18 = 5,5 ммоль/л

Уровень глюкозы в цельной крови и в плазме (получается после центрифугирования крови в лаборатории) не одинаков. Также отличаются уровни глюкозы в капиллярной (взятой из пальца) и венозной крови (взятой из вены). Все значения глюкозы крови, которые будут использованы на этом сайте, будут даны для плазмы.

Основная цель лечения диабета — научиться его контролировать. Это является гарантией долгой и полноценной жизни

Регуляция обмена глюкозы в здоровом организме

Глюкоза есть в крови у каждого человека, поскольку является основным источником энергии.

Как глюкоза попадает кровь? Существует 2 пути: первый — это поступление с пищей, содержащей углеводы, второй — поступление из печени, где хранится запас глюкозы (гликоген). Для того, чтобы использоваться в качестве энергии, глюкоза из крови должна поступить в клетки: в мышцы (для совершения работы), жировую ткань или печень (для формирования запаса глюкозы в организме).

Как глюкоза попадает в клетки? Это происходит под действием гормона инсулина, который вырабатывают b-клетки поджелудочной железы. После еды уровень глюкозы в крови повышается, поджелудочная железа мгновенно выбрасывает в кровь инсулин, который, в свою очередь, действует наподобие «ключа»: он соединяется с рецепторами («замочными скважинами») на клетках мышечной, жировой или печеночной ткани и «открывает» эти клетки для поступления в них глюкозы. Глюкоза перемещается в клетки и ее уровень в крови снижается. В промежутках между приемами пищи и в ночное время при необходимости глюкоза поступает в кровь из депо — печени, поэтому ночью инсулин контролирует печень, чтобы она не выбросила в кровь слишком много глюкозы.

Остановимся на развитии наиболее часто встречающихся типах сахарного диабета: сахарном диабете 1 типа и сахарном диабете 2 типа. Несмотря на практически одинаковое название, это абсолютно разные заболевания.

Что мы знаем про диабет 1 типа?

Распространенность диабета
Процентное соотношение больных СД 1 типа составляет менее 10% среди всех пациентов с СД. Чаще всего этот тип диабета возникает в детском, подростковом или юношеском возрасте (до 30 лет). Характерна «яркая» клиническая картина начала заболевания с выраженными симптомами гипергликемии: снижение веса, слабость, жажда, выделение большого количество мочи, наличие ацетона в моче, запах ацетона в выдыхаемом воздухе, иногда — кома

Причина развития болезни — прекращение выработки инсулина
Это происходит из-за гибели b-клеток поджелудочной железы — они разрушаются собственной иммунной системой. Точная причина такой агрессии до сих пор неизвестна. Существует генетическая предрасположенность к СД 1 типа, которая проявляется при взаимодействии с определенным провоцирующим фактором (вирусные инфекции, например).

При разрушении 80-90% b-клеток возникает абсолютный дефицит инсулина
Таким образом, глюкоза не может проникнуть в клетки. Уровень глюкозы в крови повышается, при этом клетки страдают от дефицита энергии. Чтобы его восполнить, начинается распад собственных жиров, однако в процессе образуются крайне токсичные кетоновые тела, организм подвергается интоксикации. Если не восполнить дефицит инсулина, то развивается крайне серьезное осложнение — диабетический кетоацидоз или кетоацидотическая кома.

Пожизненное введение инсулина
Единственным способом поддержания нормального уровня сахара в крови является пожизненное введение инсулина. По сути, это заместительная терапия, которая должна восполнить дефицит отсутствующего гормона.

Что мы знаем про диабет 2 типа?

Распространенность диабета
Процентное соотношение больных СД 2 типа составляет более 90% среди всех пациентов с СД. Развивается этот тип диабета преимущественно во взрослом возрасте (как правило, после 40 лет), хотя в настоящее время это заболевание все чаще диагностируют и у молодых.

Избыточный вес
Подавляющее большинство пациентов имеют избыточный вес или ожирение.

Наследственная передача
Характерна высокая распространенность диабета 2 типа среди ближайших родственников

Постепенное развитие
Заболевание начинается постепенно, длительное время течет бессимптомно, часто диагностируется случайно. Появление кетоновых тел и развитие ДКА не характерно, однако бывает другой вариант комы — гипергликемическое гиперосмолярное состояние

Устойчивость организма к инсулину
При СД 2 типа поджелудочная железа вырабатывает инсулин. Однако, во-первых, организм устойчив к инсулину. В норме нужна 1 молекула инсулина (условно), чтобы «открыть» клетки для глюкозы, а при СД 2 типа таких молекул нужно в несколько раз больше. Одной из основных причин этого является ожирение — жир не дает инсулину надлежащим образом связываться с инсулиновыми рецепторами. Во-вторых, инсулин вырабатывается не в нужном количестве и не в нужное время, а со временем его становится все меньше и меньше.

Здоровый образ жизни
Методами лечения СД 2 типа являются изменение образа жизни, направленное на снижение веса (здоровое питание, расширение физической активности) в сочетании с приемом/введением сахароснижающих препаратов и/или инсулина.

Для установления диагноза сахарного диабета обязательно требуется лабораторное подтверждение. Обычно для установления диагноза сахарного диабета проводят одно из следующих лабораторных исследований:

  • Определение уровня глюкозы в плазме натощак (натощак подразумевает голодание в течение 8-14 часов, прием воды допускается)
  • Определение уровня глюкозы плазмы в «случайной точке», то есть совершенно независимо от того, что вы делали перед этим (принимали пищу, напитки, физическая активность). Этот тест проводится в том случае, если у вас есть симптомы заболевания, чтобы не ждать следующего дня и определиться с диагнозом
  • Определение уровня глюкозы в плазме через 2 часа после «нагрузки» глюкозой. Под «нагрузкой» подразумевают прием натощак раствора 75 г глюкозы в 200-300 мл воды. Этот тест по-научному называют пероральным глюкозотолерантным тестом.
  • Определение уровня гликированного гемоглобина (HbA1c). HbA1c — это показатель «среднего» уровня глюкозы в крови за последние 3 месяца, поэтому этот тест может проводиться в любое время суток

Можно сказать, что диагноз сахарного диабета — диагноз не только лабораторный, но и «математический»: обычно, при выявлении повышенного значения, тест обязательно должен быть повторен в другой день, т.е. необходимо получить 2 повышенных значения. Это особенно справедливо при отсутствии симптомов.

Однако при СД 1 типа симптомы обычно очень выражены, поэтому часто диагноз может быть установлен при обнаружении одного повышенного значения уровня глюкозы в крови.

Для установления диагноза сахарного диабета обязательно требуется лабораторное подтверждение и, при выявлении повышенного значения, тест должен быть повторен.

Повышенный уровень глюкозы в крови

Повышенный уровень глюкозы в крови называют гипергликемией. Чем плохо повышение уровня глюкозы в крови? Постоянный высокий уровень глюкозы, во-первых, сопровождается плохим самочувствием, а, во-вторых, приводит к развитию осложнений СД — поражению глаз, почек, сердца, ног, нервов, нарушению сексуальной функции.

Каковы же симптомы сахарного диабета (высокого уровня глюкозы в крови)? Появление и выраженность симптомов определяется уровнем глюкозы в крови — чем он выше, тем большее число симптомов присутствует, и они более выражены. При СД 1 типа симптомы выражены максимально, СД 2 типа может протекать и бессимптомно и быть выявлен абсолютно случайно.

Классическими симптомами СД 1 типа является:

Использованные источники: shkoladiabeta.ru

Статьи по теме