Вас ограбили через банкомат?

ograblenie bankomatНесмотря на растущую тревогу общественности по поводу «выкрадывания» личных номеров владельцев банковских карточек и снятия денег с чужих счетов, банки не хотят серьезно отнестись к мошенничествам с банкоматами.

«Банкиры никогда не отличались пониманием технологии». Нравится? Это только одно из высказываний Брайана Клафа (Bryan Clough) в его новой книге «Мошенничества с карточками» (Cheating at Cards), от которой у многих в банковской среде волосы встанут дыбом. А как вам понравится такое заявление: «Порочна сама идея банкоматов»? Теперь, я думаю, ясно, что подход автора этой книги к истории мошенничеств с карточками смел и дерзок.

Утверждение Клафа, что есть «не менее 40 способов незаконного получения денег из банкоматов», можно воспринять как отголосок шумихи в прессе вокруг этой проблемы. Из-за некоторых наиболее резких высказываний автора банковское сообщество может отмахнуться от его книги как от дешевой сенсации, но эта книга напоминает, что банки вначале усердно перехваливали надежность своих систем.

В 1969 г., когда впервые вводились карточки с магнитной полоской, пресса писала, что они сделают мошенничества «почти невозможными». Мало кто рискнул бы сказать такое теперь, но желание иметь панацею от мошенничества не убывает. Жулики придумывали способы обмануть систему с тех пор, как были изобретены чеки и кредитные карточки, и ни одно устройство само по себе не может исключить мошенничества. Слова Клафа, что «одновременное обеспечение простоты пользования и надежной защиты от злоупотреблений — невыполнимая задача для эмитентов карточек», в равной мере применимы к наличным деньгам и многовековой борьбе против их подделки. Приходится довольствоваться разумным компромиссом.

Как показывает изложенная в книге история вопроса, одно лишь кодирование не гарантирует надежной защиты. Любой метод защиты уязвим, и люди, знающие банковскую систему изнутри, находят множество способов манипулировать личными номерами владельцев карточек и платежными сообщениями. В некоторых случаях им удается добыть дубликаты карточек или незаконно завладеть подлинными карточками. С появлением недорогих кодирующих устройств для магнитных карточек подделка карточек намного упростилась.

Однако некоторые замечания Клафа напоминают о луддитах.* Утверждение, что сама идея банкоматов порочна и что, внедряя их «банки подкладывают под себя мину» — явный перебор. Подавляющее большинство клиентов ценит удобство платежных карточек и банкоматов, поэтому банк, не учитывающий этого, давно бы зачах.

Автор обвиняет банки в том, что они тормозят внедрение безналичного обращения денег, так как с помощью банкоматов облегчают получение наличных. Тем не менее, как он справедливо указывает в другом месте, все альтернативы наличным, в том числе и дебетовые карточки, имеют свои недостатки, наличные же «никогда не обременяют владельца». Люди по-прежнему любят наличные, и им все больше нравятся банкоматы, хотя бы из-за одной процедуры получения наличных.

Стремление Клафа к преувеличениям можно отнести к недостаткам книги. Объясняется оно, вероятно, упрямым нежеланием банков признать весомость фактов, которые свидетельствуют против них. Раздражение автора относится не столько к тем людям, которые без лишнего шума ищут наиболее эффективные и не слишком дорогие меры против мошенничества, сколько к тем, кто обращается с клиентами, у которых есть жалобы, как с преступниками. Не случайно у банков наибольшую тревогу вызывают мошенничества при расчетах в магазинах, а у клиентов и средств массовой информации — банкоматы, поскольку именно они затрагивают интересы отдельных лиц.

Банкам известно о фактах незаконного снятия денег со счетов, но они продолжают утверждать, что невозможно снять деньги со счета, не зная личного номера клиента. Клаф же показывает в своей книге, что есть разные способы узнать этот номер и затем скопировать или подделать карточку. Если почти все знают о том, как люди «подглядывают через плечо», чтобы увидеть личный номер, то почему не принимаются меры против этого? Экраны можно устроить так, чтобы они были плохо видны сбоку, можно поставить ограждения, дающие возможность стоять перед банкоматом лишь одному человеку, либо закрыть клавиатуру, а то и весь банкомат непрозрачным экраном. Можно, наконец, просто сделать на полу перед банкоматом надпись, советующую проверить, не наблюдают ли за вами. Правда, такая надпись противоречила бы внушаемому банками мнению, что люди не подвергаются риску.

Клаф считает, что альтернативой банкоматам станет выдача наличных на предприятиях розничной торговли после проверки карточек через электронные кассы, т. е. предприятия розничной торговли возьмут на себя часть функций банков. Захотят ли и смогут ли они пойти на это — вопрос отдельный, но ясно, что отношение банков к претензиям по поводу банкоматов вызвало сильнейшее возмущение общественности, которое грозит еще усилиться.

Обращение с некоторыми клиентами было настолько возмутительным, что банки рискуют не дождаться новых клиентов.

  • Луддитами называли английских рабочих, которые в конце XVIII и начале XIX вв. ломали станки, полагая что именно механизация производства лишает их работы.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.